Поиск по форуму
Найти на сайте:
параметры поиска

Кое-что из Розанова, а также о патриархате Российской империи

Новичок, начни здесь!

Придя к власти, большевики уничтожили институт супружества, заменив его так называемым гражданским браком. Отменить патриархальные православные законы оказалось не так уж и сложно. Ибо хотя эти законы были и патриархальными, и православными, но люди, их исполняющие, в массе своей таковыми быть перестали.

Цивилизационно-духовный разлом, как мне думается, пришёлся на время правления царя Алексея Михайловича Романова. Как известно, термин «нация» изобрели во Франции значительно позже, значит, русское общество того периода в гораздо большей степени было христианским, нежели русским. А раз так, то произошедший при Алексее Михайловиче раскол был расколом не просто церковным, но – народным. Именно после него одна часть русских людей объявила о том, что для них – прежде всего вера и традиции (староверы). Другая часть встала на сторону государственности и прогресса (никонианцы).

Я не утверждаю, что никонианская церковь является еретической. Ни в коем разе! В никонианской вере родилось немало святых, подвижников, да и дальнейшая история доказала, что Бог именно с ней. И, тем не менее, та часть народа, которая выбрала реформы патриарха Никона, после раскола начала духовно и морально деградировать (как, впрочем, и другая часть – таков результат разделения фанатиков и обывателей, которые в идеале должны друг друга дополнять).

Всего через 50 лет Пётр Великий начал благополучно брить мужчинам бороды, и вскоре вся аристократия уже расхаживала в париках и ласинах, предавалась новомодным европейским порокам. Студенты и гимназисты стили заражаться вольнодумством, нигилизмом и революционными идеями. Урбанизация и научно-технический прогресс неуклонно разрушали патриархальные устои низших сословий. С каждым годом люди духовно и морально слабели, а потому крепкая вера и христианские устои делались им всё более в тягость.

Тяготили их и православные законы – в частности, законы о браке. Я не буду перечислять все безобразия, творившиеся в межполовых отношениях в Российской империи, а просто для примера приведу несколько цитат из книги В. В. Розанова «Опавшие листья. Короб второй». Розанов, кстати, сам выступал категорически против православных законов о супружестве и боготворил женский пол, поэтому в негативно-предвзятом отношении к женщинам его обвинить невозможно. И, тем не менее, вот, какой случай он приводил:

Минувший год мы ездили с мамой к Романовым, - на Б. Зеленину. И, проезжая небольшую площадку, кажется у Сытного рынка (Петерб. (сторона), - в 1 час дня, - в яркий солнечный весенний день, - я вскрикнул и отвернулся.

Тотчас же взглянула туда жена.

- Молоденькая, лет 18 (сказала).

Vis-à-vis стояла толпа. Рассеянно, не нарочно. Парни, женщины. И против них эта "18-ти лет" подняла над голыми ногами подол "выше чего не следует" и показала всем.

Столица.

Розанов вообще любил коллекционировать различные случаи извращений. У него была большая подборка вырезок из газет, и эти свидетельства того времени весьма ценны для нас тем, что позволяют заглянуть за ту завесу церковно-правовой благодати, которой было прикрыто супружество в империи. Но и свидетельства самого Розанова как внимательного наблюдателя («созерцателя») ценны не менее:

Раза три в жизни я наблюдал (издали, не вблизи) или слышал рассказ о матерях, сводничающих своих замужних дочерей. Точно они бросают стадо к... на нее как с... Никогда не "прилаживают к одному", не стараются устроить "уют", хотя бы на почве измены.

Вся картина какого-то "поля" и "рысканья". Удивительно.

Еще поразительнее, что таких жен, все зная о них, глубоко любят их мужья. Плачут и любят. Любят до обожания. А жены, как и тещи, питают почти отвращение к несчастному мужу.

Чем больше слабели духовные силы общества, тем слабее становились и его мужчины. В иных местах империи женское распутство и скотство дошли до того, что сопротивляться им стало абсолютно невозможно. И мужчины попросту сдались. Сломались:

Мне один извозчик (ехал в редакцию, к ночи) сказал о своей деревне (Новгородской губернии), - на слова, будто "деревенские девушки или женщины легко отдаются рубля за 3" (слова мне А. С. Суворина, о поре своей молодости).

- Зачем девушки. Замужние. У нас на деревне всяка за 3 рубля (отдастся). Да хоть мою жену захочет кто взять.

Я даже испугался. Так просто. Он был красавец, с небольшими усиками, тонкий. Молодой. Лет 27-ми.

И не поперхнулся. Ни боли, ни стыда. И значит - никакой ревности.

Этот случай Розанов ошибочно трактует неким извращением извозчика, не понимая того, что на самом деле это – просто-напросто надлом. Духовный и моральный. Таких надломленных бабским скотством мужчин в империи было огромное количество, и с каждым годом становилось всё больше.

Так, год за годом – неуклонно – русское общество шло к тому, чтобы принять идеологию, снимущую с него гнёт патриархата (который оно уже не способно было нести). И провозгласит курс на построение матриархального государства. С инверсией семейной иерархии и прочими «прелестями» социализма.

Поэтому, рассуждая о патриархальных семьях Российской империи, участникам МД нужно не забывать, на чём они базировались. Вовсе не на законах как таковых. Но – на духовном стержне, который был в русских мужчинах (всех сословий!), и который позволял им контролировать баб и создавать вокруг себя соответствующее общество. Под которое уже законы и писались.

А раз так, то даже если сейчас вдруг примут закон, по которому мужчина получит реальные права в семье, если этот мужчина не будет духовно силён, если не будет иметь стержня, то даже при таком законе он свою семью «профукает». Сначала семью, а потом и страну. Примеры Российской империи и СССР нам в помощь.



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти в конец комментариев Перейти к статье Список деревом

+1996
В отпуске
"Еще трудней ему было ладить с бабами. То и дело отпрашивались они от работ, жалуясь на тягость барщины. Странное дело! он уничтожил вовсе всякие приносы холста, ягод, грибов и орехов, на половину сбавил с них других работ, думая, что бабы обратят это время на домашнее хозяйство, обошьют, оденут сво... показать полностью...
+2748
В отпуске
Статья, Строго говоря, у нас немного перепутаны понятия. До Революции 1917-го года в Российской Империи был Церковный Брак. То есть брак, зарегистрированный в церкви, имеющий канонический характер. Гражданский Брак появился в первые постреволюционные годы, как противоположность Церковному Б... показать полностью...
+32461
В отпуске
Только и церковный раскол, и петровские реформы были нужны - без них бы никакой Российской Империи не было. Но наблюдения интересные - тоже читал. Тут причина в том, что при техническом развитии старые схемы не работают - а новых, толком, - нет.
+4608
В отпуске
Brissen, В том-то и дело. Россия сделала выбор в пользу великодержавности. А не в пользу полузакрытого теократического государства. А отсюда и соответствующие последствия. В частности, ослабление мужчин и усиление женщин. Ибо чем сильнее (не духовно) страна, тем сильнее должен быть и альфа-... показать полностью...
+32461
В отпуске
Полузакрытое теократическое государство обречено стагнировать, и быть завоеванным. Или быть сырьевым придатком.
А кусок из Ветхого Завета, судя по всему, вырван из контекста. Там, помимо этого, есть куча указаний на то, что государство должно быть сильным, в т.ч. на экспансию.
+4608
В отпуске
Brissen:
Полузакрытое теократическое государство обречено стагнировать, и быть завоеванным. Или быть сырьевым придатком.

В этом - главная дилемма. Что лучше: стагнировать при патриархате или прогрессировать при матриархате?
+32461
В отпуске
Вы считаете, что есть только 2 варианта? В таком случае, из двух зол выберу меньшее: от матриархата лично я оградиться могу, либо минимизировать его влияние, - со стагнацией я так не сделаю, при всех возможностях.
+4608
В отпуске
Буду рад, если найдётся пример развитой страны с патриархатом. Я такой не припомню ☺ А я всё чаще думаю: может, ну его к собакам, этот прогресс? Свалить в деревню, хотя бы трактористом, но чтобы и свой дом, и своя семья, которая не развалится через год-другой. И жить. Старею, наверное... показать полностью...
+32461
В отпуске
Георг:
Свалить в деревню, хотя бы трактористом, но чтобы и свой дом, и своя семья, которая не развалится через год-другой.

Не знаю, никогда не любил дауншифтинг. Хотел однажды им позаниматься месяцок-другой, но передумал. Перманентно, - тем более.
Кстати, деревенские - они еще похлеще городских.
+32461
В отпуске
Таковых нет. Однако, стоит ли тот самый патриархат того, чтобы жить в неразвитой?
+4608
В отпуске
Это - большой и сложный вопрос.

Кстати, интересно было бы провести такой опрос среди членов МД.
Гость: барон Пампа Георг 06.06
Есть версия, благородный дон Георг, что большевики отменили патриархальный брак с целью получить женщину как производительную силу. В патриархальном обществе для неё был только дом и дорога до церкви и до колодца ( посплетничать с товарками ). Ослабив рамки получили тип Паши Ангелиной, что при патриархате было бы невозможно. Форсированная индустриализация, однако
+4608
В отпуске
Георг барон Пампа 08.06
Форсированная индустриализация, однако

Да. Так же, как и "великие стройки" ГУЛАГов. Оба метода с душком.


Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к началу комментариев Перейти к статье RSS-лента комментариев


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты